Главная » Методические разработки » Публикации, статьи |
Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» публикует авторские материалы воспитателей, учителей-предметников и руководителей образовательных учреждений. Все материалы публикуемые в журнале «Современный урок» на портале www.1urok.ru проходят проверку на плагиат. К публикации допускаются только оригинальные работы. Журнал также проводит Всероссийские конкурсы на лучшие публикации. «Сказки-шумелки в развитии детей 4-5 лет»
В последнее время вопрос развития речи как средства общения вызывает особую тревогу как у педагогов, так и у родителей. Несформированность коммуникативного поведения, неумение строить партнерские отношения также является актуальной проблемой в развитии детей дошкольн. Одним из методов в решении этого вопроса является рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов. Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально-нравственным правилам жизни. Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию, учит определять эмоциональное состояние героев на основе мимики, жестов и поступков. Детей, которые не любят, когда им рассказывают сказки, не бывает. Главное – как преподнести, ведь дети – это хорошие критики. Опыт показывает, что очень трудно удержать внимание детей при рассказывании сказок, не используя интересных методов и приёмов. А ведь сказку можно не только прочитать и обыграть, она может звучать! Сказки-шумелки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития речи и внимания у детей от 2 до 6 лет. Такие сказки дети очень любят, ведь малыши сами участвуют в процессе их создания. Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также музыкальный слух, ритм, память. Отличительной особенностью этой работы является творческое озвучивание сказок. Перед занятием нужно предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить его звучание. Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку, такую, чтобы, и рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на душу ребенка. Взрослому важно выучить сказку, чтобы ее можно было рассказать наизусть. Первое, что мы делали после прослушивания сказки, – вместе с детьми имитировали различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, звук ветра, снега). Затем каждому герою подбирали похожие по звучанию инструменты, передавая ритм (бежит мышка, скачет лошадка). Совсем не обязательно использовать музыкальные инструменты, это могут быть просто звучащие предметы. Например, чтобы получился шуршащий звук мы использовали бумагу, а для изображения разбитого стекла использовали связку ключей. Каждому ребенку в сказке определили свою роль. Итак, все готовы. Мы включаем проектор. Сказка начинается. Я читаю текст сказки, перелистывая слайды, а дети ее озвучивают: «Наступила осень. Мышки бегали, собирая запасы на зиму». Женя, изображая бегающих зверюшек, стучит пальчиками по коробке. «Мышата попрятались в своих норках и грызли орешки». София берет в руки деревянные ложки и начинает ими стучать. «А еще они грызли зернышки». Ариша изображает это, стуча палочками. «И устраивали себе из соломы теплые гнездышки». Настя начинает активно шуршать бумагой. «А на землю падал первый снег». Данил, изображая падающие снежинки, медленно ударяет металлической палочкой по треугольнику. Рассказывая сказку, я не тороплюсь, игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. На первом месте у нас история, а не звуковые эффекты. Все очень стараются. Я рассказываю сказку с выражением, а ребята так же эмоционально мне помогают. В конце сказки все очень довольны и вдохновлены. На втором или третьем занятии скованные и робкие дети чувствуют себя уверенно и раскованно. Выступление перед друзьями для них уже не является барьером. Напротив, почувствовав свою значимость, они становятся смелее, появляется уважение к самому себе. В среднем и старшем дошкольном возрасте такую историю рассказывают уже сами дети. Воспитанники легко запоминают несложные фразы. Становясь непосредственными участниками действия, они начинают активно развивать свою память. Детьми движут азарт, творческий подъем и вдохновение. Каждый осознает то, что его труд является частицей общего дела. Похожие сказки ребята любят придумывать в самостоятельной деятельности. Для детей это очень увлекательный и интересный процесс. Они с удовольствием разыгрывают сказки-шумелки за столами и на полу, учатся сами подбирать звучащие предметы для своей истории. В процессе работы мы увидели, что дети научились сотрудничать друг с другом, придумывая сказки. Они с удовольствием играют на музыкальных инструментах, распределяя роли между собой. С помощью звучащих сказок они стали с большой активностью включаться в совместное музицирование. Детей вдохновляет то, что они могут создавать что-то новое и интересное все вместе. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
| |
Просмотров: 750 | |
Всего комментариев: 0 | |